Моя педагогическая философия

Учитель — человек, на которого каждый день смотрят сотни детских глаз. Маленькие «эксперты» оценивают каждую деталь, запоминают поведение, повторяют слова, наследуют жесты, манеру говорить. А иногда запоминают первого наставника на всю жизнь, подражая чертам его характера. Поэтому, если вы учитель или собираетесь им стать, необходимо проанализировать свои качества на соответствие этой нелегкой, но очень важной профессии.

Профессионализм



  • Педагогическая компетентность. Педагогическое образование подготавливает учителя теоретически и практически к осуществлению профессиональной деятельности. Учитель использует знания, умения и навыки, полученные в институте, постоянно совершенствуясь, подстраивается к конкретному уроку. Он проходит курсы повышения квалификации, с целью узнать об изменениях и нововведениях в педагогике.

  • Понимание педагогической задачи. Миссия учителя — не «отработка часов», а развитие и воспитание нового поколения. Педагог — профессионал, заряженный желанием творить, воспитывая творческих, думающих, активных последователей. Настоящий учитель всегда помнит о своей роли, готов перерабатывать, брать работу на дом, встретиться с учеником или родителями в любое время суток.
  • Знание предмета. Дети внимательные, критически оценивают учителя, следят за ошибками и «ляпами», задают каверзные вопросы, пытаются уличить в незнании. Необходимо постоянно развиваться, готовиться к занятию заранее, продумывая проблемные ситуации в классе и их решение.
  • Творческий подход. Цель учителя — создать оптимальные условия обучения, владеть современными методиками, следить за новыми идеями и тенденциями в педагогике. Разрабатывая план занятия, преподаватель продумывает наиболее доступные варианты объяснения материала, адаптирует соответственно уровню учащихся, делает информацию максимально интересной, доступной, познавательной.
  • Понимание психофизических особенностей детей. Наблюдательность, интерес к психологии позволят изучить особенности возрастных периодов, для лучшего понимания и активного взаимодействия. Выступить в роли психолога, выслушать, посоветовать, повлиять на мировоззрение своих подопечных — особенно актуально в младших классах и в общении с трудными подростками. Владение основами психологии поможет эффективно сотрудничать с родителями и коллегами.



Морально-этические качества


  • Любовь к детям, гуманизм, умение уважать и сострадать. Основной мотив учителя для выполнения своей миссии — гуманное отношение к людям. Принципы гуманизма в педагогике — основа любого воспитательного процесса. Только искренние чувства — дружелюбие, добросердечие, сострадание — побуждает учителя к желанию работать с подрастающим поколением, передавая знания и жизненный опыт. Изучить ситуацию, выслушать всех, понять проблемы каждого, подобрать индивидуальное задание, дать совет, поставить себя на место ребенка, увидеть в нем человека и будущего гражданина — обязанность любого учителя. Уважение ребенка как личности, толерантность, понимание, что все люди разные — признаки учителя мудрого и проницательного. Позвольте ребенку быть особенным. Чувствуя любовь учителя, он вырастет таким же любящим и сострадательным.
  • Вдохновение, вера в успех. Эффективно сочетать самокритичность и требовательность с самоиронией, чувством юмора, верой в себя. Оптимизм, направленность на цель помогут не отчаиваться, оставаться рассудительным. Не стоит подолгу копаться в недостатках и ошибках. Используйте шутку, разрядите обстановку, спокойно и уверенно решайте сложные вопросы. Без вдохновения, жизнелюбия и самонастройки на позитив учителю не обойтись.
  • Уравновешенность, стрессоустойчивость. В учебной деятельности неизбежны проблемы, психологическое напряжение, трудности в отношениях. Обязанность воспитателя — стать мудрым и гибким, сдержанным и доброжелательным, независимо от обстоятельств не конфликтовать, проявлять терпение и спокойствие, уметь с достоинством выходить из любых нестандартных ситуаций.
  • Дисциплинированность, ответственность. То, что делает учитель, делают его ученики. Он осознано контролирует свои действия и поступки во время учебного процесса и после него. Нельзя допускать опоздания на занятия, забывать обучающие материалы, терять школьные тетрадки. Дисциплинируя себя, показываете пример воспитанникам.




  • Организаторские качества


  • Умение устранять конфликты. Разобраться с возникшим положением, подойти к нему справедливо, погасить конфликт, не обидев участников ссоры. Следует понимать принципы детской психологии, характеры воспитанников, их индивидуальные особенности. Учащиеся начнут воспринимать наставника настоящим помощником, что поспособствует дисциплине.
  • Способность заинтересовать и увлечь. Хороший учитель тот, кто научит учиться: заинтересовав ребенка нужным направлением, стимулировать, искать информацию самостоятельно, глубже изучать предмет. Педагог, интересно преподающий предмет, сможет гордиться талантливыми воспитанниками, участвующими в конкурсах и олимпиадах, которые в дальнейшем, возможно, станут учеными или известными людьми.
  • Стремление сплотить коллектив. Организация походов, экскурсий, лекций, интересных мероприятий во внеурочное время — обязанности классного руководителя, развивающего интерес к культуре, спорту, жизни общества. Вместе с тем, коллективное времяпровождение создает дружественную атмосферу, где не ссорятся, а помогают друг другу. Они станут друзьями на всю жизнь, с благодарностью вспоминая школьные годы.
  • Коммуникабельность, готовность к сотрудничеству. Важно уметь и любить общаться. Нравится человек или нет, следует искать общий язык для решения проблемы. Особенно большое терпение необходимо в отношении трудных подростков, позиционируя себя в роли старшего товарища и наставника. Для достижения общих педагогических целей важно умение сотрудничать с родителями и коллегами.



  • Интеллектуальные свойства


  • Отличная память, логичное мышление. Неотъемлемые качества, необходимые в процессе обучения. Имея дело с большими объемами информации, требуется запомнить ее, обдумать, доступно донести учащимся, проверить усвоение. Разговаривая с детьми и родителями, важно не только узнавать их в лицо, но помнить имена, черты характера, детали предварительного общения. Тренировка памяти и мышления — нужные занятия для хорошего специалиста.
  • Грамотность, четкая речь. Хотя сейчас основную информацию школьники получают из текстовых или видео источников, необходимо говорить выразительно, ясно, с нужной интонацией. Во время урока общение происходит соответственно стандартам произношения, без использования диалектной лексики. Владея грамотностью на высшем уровне, важно правильно вести документацию, оформлять стенды, разрабатывать учебные материалы, без ошибок, соответственно языковым нормам.
  • Наблюдательность, быстрая реакция. Активность и энергичность деятельности предполагает необходимость быстро принимать решения, реагируя на обстоятельства. Приходится общаться одновременно со всем классом, опрашивать, молниеносно отвечать на вопросы, следить за восприятием материала, вовремя делать замечания. А также не забывать о плане урока, направляя внимание учащихся в нужном направлении, укладываться в выделенное время, не отвлекаться на другие темы.
  • Стремление развиваться, искать новое. Желание учиться естественно для того, кто учит других. Чтобы правильно объяснить материал, преподаватель знает больше требуемого учебной программой. Саморазвитие и самообучение — общее и предметное — обязательные критерии высококвалифицированного преподавания для тех, кто идет в ногу со временем и согласен меняться, соответствуя новым требованиям.
  • Использование современных информационных технологий. В век Интернета не обойтись без умения владеть компьютерной техникой, современными учебными методиками и тенденциями, уметь искать информацию, анализировать ее и применять. Следует понимать, что интересно детям, чем они занимаются в сети. Нравятся ли наставнику увлечения юного поколения или нет, но ему следует знать то, что знают они.



  • Поведение и внешний вид


  • Соблюдение правовых, нравственных и этических норм. Правила хорошего тона, этикета, норм общения в детском коллективе и в социуме, соответствие моральным принципам и правовым требованиям — необходимость для воспитателя, подающего пример другим. Педагог — человек высокодуховный, интеллигентный, нацеленный на культурное поведение, правильные жизненные ориентиры.
  • Отсутствие двойных стандартов поведения. Ребенок (особенно маленький) воспринимает учителя не как специалиста, а как образец и пример для подражания. Если воспитатель запрещает курить или пользоваться телефоном на уроке, он тоже не должен это делать. Если воспитатель рассказывает о доброте и щедрости, он тоже обязан быть таким. Замечая несоответствие между словами и действиями, дети чувствуют фальшь, после чего трудно восстановить авторитет.
  • Внешний облик, располагающий к уважению. Опрятная одежда сдержанного стиля и строгих тонов, красивый деловой портфель, аккуратная прическа привлекают внимание и настраивают на рабочее состояние. Учитель следит за своим рабочий столом, не теряет свои вещи, вовремя заполняет журнал, проверяет тетрадки. Его учебники всегда в порядке и под рукой, методические материалы чистые, красиво оформлены. Он не дает повода для насмешек над своей внешностью, стремясь к повышению авторитета.




  • Даже если у учителя нет всех перечисленных качеств, но он искренне любит свою работу, опыт, приходящий с годами, поможет стать настоящим профессионалом своего дела.