Метод проектов

Традиционные формы и методы работы с обучающимися сегодня не так эффективны. Для увеличения пользы времени урока можно использовать, в частности, метод проектов.
История метода проектов насчитывает чуть более века. Начало положил американский педагог Джон Дьюи и его ученик Килпатрик. В России в этот период подобную деятельность в качестве эксперимента вел Шацкий. Но идеи проектной деятельности были извращены: предлагалось заменить классно-урочную систему, и по настоянию Крупской метод был осужден.
Проектную деятельность отличают несколько особенностей. Их вы видите на экране.
Как и любая организованная деятельность, проекты должны быть структурированы и иметь последовательность действий, на выходе обязательно выдающие результат.
Главным вопросом в оценивании проектов нам видится выбор объекта оценки. Что должно оценивать и что важнее – результат или процесс? Каждый педагог решает для себя, но традиционно результат важнее способа его получения.
Вместе с тем, каждый сделанный не по шаблону, индивидуальный проект нуждается в индивидуальной методике и способах оценивания. Это залог дальнейшего творческого отношения к работе, которое вырабатывается у подопечных.
Далее мы рассмотрим три способа, подхода, как хотите, оценивания проекта. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, и в идеале, их комбинирование способно обеспечивать любые запросы. Начнем с критериальной оценки.
Этот способ берет в расчет результаты. К плюсам данного способа можно отнести достаточно простую и разработанную процедуру оценивания. Выделяются несколько групп критериев, по которым и происходит оценивание в баллах. Полученные баллы складываются, и на основании суммы выводится отметка в журнал. Заранее известные критерии и границы баллов обеспечивают прозрачность и понятность, ведь ученик точно знает, что от него требуется. Так же присутствует возможность перекрестного анализа, когда участники одного проекта оценивают результаты работы другого коллектива. К недостаткам следует отнести тот факт, что оценивается только презентация результатов (усилия по его достижению во внимание не принимаются). Также сюда следует отнести некоторый недостаток контроля, особенно у неопытных участников.
Следующий способ – оценивание приобретенных компетенций. Этот способ ориентирован на процесс получения новых сведений. Здесь за основной результат принимают нового человека
К его достоинствам можно отнести высокую личностную ориентированность, сравнение достигнутых результатов как приобретенных компетенций не с абстрактным идеалом, а с «я вчера». К недостаткам относят большой объем документации, чтобы выявить прогресс личности и высокую сложность такого выявления, как со стороны педагога, так и со стороны учащегося.
Стандартно выявлят прогресс, отсутствие такового, по 6 основным направлениям: рефлексия, поисковые умения и навыки, навыки в области сотрудничества, коммуникативные умения, менеджерские качества (в том числе, тайм-менеджмент), навыки презентации и пиара.
Третий способ – авторская методика Качели времени Сергея Тетерского. Это оперативный метод визуализации позитивного образа будущего, корректирующий желаемые результаты человека или компании через конкретные действия здесь и сейчас. «Качели времени» являются форсайт-методом (от англ. foresight — «взгляд в будущее»), позволяют за короткий промежуток времени осознать не потребительскую, а исходящую позицию, принять ответственность за свою жизнь и будущее. Визуальный результат метода – Мотиватор24 – представляет собой человека (компанию) в созданном будущем (технология дополненной реальности), который предлагает конкретные позитивные действия в настоящем. Дополненная реальность (я в будущем, меняющий своё настоящее) позволяет:
(смысловая задача) управлять своей реальностью через усиление уверенности, что этим можно управлять, осознать свою ответственность за всё, что происходит в жизни; акцентировать внимание человека на личном здоровье как ресурсе для заботы о родных и близких людях; сконцентрировать человека на позитивном в других как мощнейшем стимуле позитивизации собственного внутреннего мира;
(действенная задача) скорректировать желаемые результаты человека или компании через конкретные действия здесь и сейчас; найти ресурсы для реализации своих социальных инициатив;
(исследовательская задача) организовать регулярный онлайн-мониторинг возможностей, потенциала, идей, ресурсов каждого человека, позитивно воспринимающего действительность и улучшающего окружающую реальность.
Этапы и правила «Качелей времени»
Правильно организованные «Качели времени» включают три обязательных этапа:
Участнику (участникам) предлагается (мысленно) переместиться в желаемое будущее и принять его как уже состоявшееся. «Перемещение» осуществляется через специальные короткие видео-ролики; медитативную музыку; коллективный отчет часов, дней или лет; пересаживание с одно места на другое; смена позы и т.п. Переместиться возможно в любое будущее: на час, сутки, месяц, год, столетия вперёд.
Участники (письменно, устно, под аудио- или видеозапись) отвечают на специальные вопросы, закрепляющие увиденное в лично или коллективно созданном будущем. Приветствуются любые идеи. Критика запрещена. Возможна работа по группам.
Участники возвращаются в настоящее, где анализируют ответы из будущего (письменно и устно), определяя приоритетные шаги к его созданию прямо сейчас. В «Качелях времени» важно зафиксировать возвращение в настоящее время, чтобы понять – что сейчас – это и есть главный мотиватор выбранного лучшего будущего. План конкретных действий достижения увиденного будущего включает ключевые преобразования, события, ресурсы, решения, лоббистские меры развития человека или компании.